Среди православных святынь Киева первое место
занимают Софийский собор и Киево-Печерская Лавра. Последняя явилась
колыбелью монашества на Руси и начала свое бытие в виде подземного
монастыря. Его пещеры впоследствии стали местом упокоения святых мощей
более ста угодников Божиих и привлекли к себе внимание множества
паломников, в связи с чем подверглись значительному переустройству. Но в
Киеве сохранилось и много других монашеских пещер лаврского типа, из
которых самыми замечательными являются подземелья в урочище Церковщина
на южной окраине Киева. Они знамениты своей разветвленностью,
многоэтажностью и разнообразием форм подземной архитектуры. Район
Церковщины изобилует и более древними памятниками прошлого, но именно
возникновение в урочище на рубеже XI-XII вв. подобного Лавре пещерного
монастыря предопределило особое почитание людьми этого уголка. История
монашеской обители в Церковщине связана со множеством выдающихся событий
и имен.
Считается, что начало пещерам Церковщины положил
преподобный Феодосий Печерский, один из основателей Киево-Печерской
Лавры, который периодически уединялся в этом урочище в дни Великого
поста. О монастыре же предполагается, что он возник в Церковщине в
качестве лаврского пустынного скита и хозяйственного подворья. В 1147 г.
отсюда отправился на Север Руси - скорее всего по миссионерскому
призванию - преподобный Герасим Вологодский (+1178), основавший в
Вологде свой Свято-Троицкий монастырь. В конце XII в. в Церковщине была
возведена каменная монастырская церковь, чьи развалины впоследствии дали
урочищу нынешнее название. К началу XVI в. обитель - она именовалась
Пречистенской Гнилецкой - пришла в запустение. В 1830-х гг. трудами
ректора Киевской Духовной Академии архимандрита Иннокентия (+1857),
впоследствии Святителя Херсонского, пещеры Церковщины были частично
открыты для официального посещения как древняя святыня и памятник
старины. Здесь мечтал уединиться сам преподобный Феофил Киевский -
знаменитый старец, подвизавшийся тогда в Киево-Братском монастыре, а
позднее в соседней с Церковщиной Китаевской пустыни (+1853).
В 1900-1902 гг. обитель в Церковщине была
восстановлена и стала известной под именем "Скита Пречиситой".
Руководителем здешних иноков был один из лучших учеников преподобного
Ионы Киевского (+1902) - старец Мануил (в схиме Серафим; +1920). В
первые годы возрождения Церковщины ее инокам приходилось терпеть великие
лишения, на мужественное преодоление которых о.Мануила наставляли
преподобный Варнава Гефсиманский (+1906) и святой праведный Иоанн
Кронштадтский (+1908). Старцу Мануилу являлись во сне преподобные Иона
Киевский и Серафим Саровский, обещая скорую помощь, которая
действительно приходила в виде обильных пожертвований, причем многих
жертвователей приводили в Церковщину чудесные знамения. Со временем
монастырь достиг нового расцвета: он имел несколько храмов, частично
укрепил пещеры, располагал образцовым хозяйством, опекал киевский
памятник на месте Крещения Руси, основал две малых обители в г.Умани,
владел двумя подворьями и часовней в Киеве. Духовная жизнь обители при
этом оставалась на высоте и прославила "Скит Пречистой" далеко за
пределами Украины. Во время гражданской войны в обители временно
прятались от большевиков известные братья Николай и Владимир Жеваховы -
потомки родственников Святителя Иоасафа Белгородского (+1754). Первый из
них известен как писатель и последний дореволюционный заместитель
обер-прокурора Св.Синода Русской Православной Церкви, второй - как
выдающийся киевский меценат. Есть основания считать, что именно при
посредничестве Жеваховых в руки церковного писателя С.Нилуса попали
ценные автобиографические записи старца Мануила и заметки его
письмоводителя послушника Саввы Буренко (+1915), которые и были
опубликованы С.Нилусом в 1919 г. в Киеве общей книгой. Эта публикация
оказалась последним из осуществленных С.Нилусом изданий и впоследствии
была забыта аж до 1990-х гг.
После окончательной победы советской власти в
Украине "Скит Пречистой" долго сосуществовал с поселенной в Церковщине
колонией малолетних правонарушителей, а потом был закрыт. Территория же
урочища до начала 1950-х гг. использовалась как зона лишения свободы,
после чего была отведена под лечебные учреждения. Пребывая в запустении,
древний монастырь продолжал привлекать внимание киевлян. История обители
стала забываться и обрастать легендами, но пещеры Церковщины по-прежнему
считались великим памятником прошлого и неоднократно посещались
археологами. В 1991 г. началось планомерное исследование подземелий
силами отдела "Киев подземный" Музея истории г.Киева. Одновременно
началось и возрождение Церковщины как святыни: в расчистке пещер от
завалов и мусора и приведении их в подобающий для посещения вид
принимали активное участие сначала как отдельные православные энтузиасты,
так и целые монастыри - Лавра, затем Голосеевская пустынь. В 1999 г., по
договоренности между Голосеевской пустынью и Музеем истории Киева, в
Свято-Феодосиевском пещерном храме Церковщины начались регулярные
богослужения. В 2001 г. Церкви возвращено здание недостроенного
наземного Свято-Николаевского храма, заложенного при пещерах в 1907 г. С
этого момента в Церковщине действует скит Голосеевской пустыни. Свои
усилия в деле возрождения святыни насельники скита объединяют с
сотрудниками Музея истории г.Киева и расположенной в Церковщине больницы
восстановительного лечения.
Сегодня Церковщина для огромного числа людей -
открытие или полулегенда. Новая книга об урочище призвана всесторонне
познакомить читателя с его историей и святынями. Она содержит 400
страниц и делится на 4 части. Первая представляет собой небольшой
экскурсионный обзор Церковщины. В нем имеются выделенные жирным шрифтом
фразы, чтение которых в отдельности от остального текста позволяет
ознакомится с основными вехами истории Церковщины за более короткое
время. Вторая часть книги содержит богатый набор иллюстраций, многие из
которых публикуются впервые. Третья часть - объемное исследовательское
повествование об урочище, основанное на широком круге источников,
включая архивные. Четвертая часть состоит из приложений - посвященных
Церковщине стихов начала XX в. и половины жизнеописания старца Мануила,
охватывающей период от рождения подвижника до прихода в Церковщину в
1902 г. При этом вторая половина жизнеописания и записки С.Буренко
включены в третью часть книги. Таким образом, в предлагаемом издании
помещена вся вышеописанная книга С.Нилуса.
Прикосновение к
прошлому Церковщины не только открывает читателю историю одной из
древнейших киевских святынь, но позволяет более глубоко вникнуть и в
некоторые аспекты истории Киево-Печерской Лавры. Кроме того, книга
построена таким образом, что при ее чтении и нецерковный читатель
обретает возможность в интересной для него форме узнать об азах
Православия в целом и православного монашества в частности.
Владислав ДЯТЛОВ |