Чудо исцеления. В чем сила мощей святых?

Рубрика: Жизнь по-киевски

// 27 апреля '10 в 06:02

Автор: Марина ОСИЙЧУК

Православные всего мира едут в Киево-Печерскую лавру за исцелением от болезней, депрессий и даже от блудной страсти

Собор Печерских Святых

В.В.Верещагин, 1905  «Великая церковь Киево-Печерской лавры»

В лавре. Апрель 2010

Собор Печерских Святых

Великая церковь Киево-Печерской лавры

В.В.Верещагин, 1905

В лавре. Апрель 2010

Фото РОЗА на Яндекс.Фотках

Стольких святых, собранных в одном месте, а в лаврских пещерах их 122, нет, пожалуй, больше нигде в мире. Причем большая часть из них – нетленные мощи. Ученые, начиная с XVII века, пытались объяснить этот феномен, да и вообще разобраться, в чем на самом деле сила мощей. В наше время чего только не придумывали они в поисках ключа к разгадке: облучали зерна пшеницы радиацией, заражали воду микробами... Но после «терапии» мощами на пшенице не оставалось ни следа радиации, а микробы из воды загадочным образом исчезали.

Святые мощи действуют и на атеистов

Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих.

Прп.Агапит Печерский.Реконструкция по черепу С.А. Никитина (1986) Прп. Дамиан. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Икона Святого Илии Муромца

Собор прп.отцев Киево-Печерских,

в Ближних пещерахпочивающих.

Агапит Печерский

Прп. Дамиан.

Прп. Илия из града Мурома
Фото сайта Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника

Ольга Черная, православная из Курска, за исследованиями ученых не следит, она точно знает: если с верой обратиться к святому с молитвой и больной частью тела приложиться к мощам – свершится чудо.

– Мне хотели ампутировать руку, в Москве светила медицины ничего не могли сделать, а батюшка одной из церквей нашего города сказал: «Ты поезжай в Киев, в Лавру, к Агапиту, он поможет». И помог, как видите, – женщина улыбается, показывая руку, которую хотели ампутировать. – Сегодня сюда привезла всю семью, я считаю, что каждый православный должен хотя бы раз в жизни побывать в этом святом месте.

Отец Георгий несколько лет проводит экскурсии по лаврским пещерам. За это время он слышал от людей немало историй о чудесных исцелениях мощами. Некоторые из них происходили прямо у него на глазах.

– В моей группе был отец с дочкой, они из Владивостока приехали. Папа все время торопил дочь, мол, быстрее смотри, на самолет опаздываем, – рассказывает экскурсовод. – Девочка остановилась возле Дамиана целебника и помолилась за папу. Мужчина тут же изменился в лице. Говорит: «У меня спина перестала болеть». Оказывается, до этого у него были непрекращающиеся боли в позвоночнике. Пару лет назад он снова приезжал.

Святые мощи действуют даже на атеистов. Один мужчина частенько сюда приходил, при этом говорил: «Я не верю в Бога, но когда постою возле мощей Ильи Муромца, чувствую себя лучше, головная боль проходит». А пару лет назад был удивительный случай, младенца незрячего привезли. Его положили на раку (гроб) с мощами святого Агапита буквально на пять минут, и к ребенку зрение стало возвращаться. Сейчас на 90% восстановилось.

Как святого польская вдова соблазняла
Антоний Печерский Прп.Нестор Летописец Мощи Иоанна младенца - первомученика Киевского Еразм Печерский  Прп.Моисей Угрин
Антоний Печерский Прп.Нестор Летописец Мощи Иоанна младенца - первомученика Киевского Еразм Печерский Прп.Моисей Угрин
Фото сайта Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника

У каждого святого, выражаясь светским языком, своя специализация. Больше всего, по словам отца Георгия, люди идут к Антонию Печерскому – основателю Лавры, к Агапиту (который исцелил от смертельного недуга Владимира Мономаха), Нестору-Летописцу – особенно студенты во время сессии, святой летописец считается покровителем наук. Все больше людей приходит к Иоанну-Младенцу – молятся, если Бог детей не дал, а преподобного Эразма просят избавить от депрессий.

– Преподобный Эразм сам пережил уныние, но его монахи вымолили, – рассказывает отец Георгий. – Вы знаете, что уныние – это смертный грех? Есть формула – уныние приводит к отчаянью, а отчаянье – к самоубийству. Святой Эразм был богатым человеком, но свое имение пожертвовал на украшение храма Успения Божией Матери. После чего ему бес внушил, что он напрасно это сделал, что мог свои богатства использовать с большей пользой, например, раздать нищим. Он впал в уныние на многие годы. Но однажды ему приснился сон, в котором Божья Матерь сказала: «Ты украсил мою обитель, я украшу твое пребывание в Царстве Сына Моего». На следующий день после этого Эразм постригся в монахи, а через три дня умер.

А вот Моисей Угрин, – показывает отец Георгий на карте Ближних пещер место, где почивают мощи святого (он, кстати, здесь самый древний – скончался еще в 1043 году). – Ему молятся о спасении от блудной страсти, – продолжает отец Георгий. – Моисей сам прошел испытание ею. Он венгр, был дружинником князя Бориса Владимировича. После того, как в 1019 году Киев захватил польский король Болеслав, Моисей попал в плен и стал узником богатой польской вдовы. Она была поражена его красотой и хотела, чтобы он стал ее мужем. Начала склонять его к браку, но Моисей в сердце был монахом, отказался от предложения вдовы и тайно постригся в монахи. Отвергнутая вдова за это приказала изуродовать и покалечить Моисея. Освободившись в 1025 году из неволи, Моисей пришел в Лавру и прожил здесь еще десять лет.

Илья Муромец: 177 см роста и большая борода

Рядом с Иоанном Младенцем покоятся мощи Ильи из града Мурома. Хотя до сих пор есть историки, которые поддают сомнению само существование былинного богатыря.

Прп.Илья (Илия) из града Мурома. Пластичнская реконструкция С.Никитина

Прп.Илья (Илия) из града Мурома.

Пластичнская реконструкция

С.Никитина

Однако еще в 1988 году, исследовав останки святого, ученые подтвердили, что это реальный человек и что это реальный герой, так как состояние его мощей подтверждает сюжеты былин. Илья Муромец был по тем временам действительно богатырского роста – 177 см.

По словам ученых, у него была невероятно развита мышечная система, а это свидетельствует о том, что человек часто применял физическую силу. Исследователи даже увидели, что в молодости у богатыря были проблемы с позвоночником, а согласно легендам, Муромец до 30 лет вообще не ходил. Следы от боевых сражений – несколько переломов ребер и правой ключицы. Известному судмедэксперту Сергею Никитину удалось реконструировать облик былинного богатыря. Судя по специально отлитому бюсту, это мужчина лет 50 (именно в этом возрасте он и умер), лысый и с большой бородой.

Исследовав мощи 54 святых, ученые пришли к выводу, что при жизни они были слишком истощены постами и тяжелой работой. У некоторых обнаружились заболевания опорно-двигательного аппарата. Например, святой Агапит из-за деформации правой стопы хромал.

Кстати

Святые двойники: откуда взялось 26 голов Юлиана?

В середине XIX века во Франции вышла книга «Курьезы традиций», в которой утверждалось, что в монастырях Западной Европы хранятся 20 туловищ и 26 голов святого Юлиана, 9 – апостола Луки, 18 голов и 12 рук святого Филиппа, 13 рук святого Себастьяна, 15 рук Иоанна Златоуста. Даже от святого Иоанна Крестителя осталось 12 голов, 7 челюстей, 4 плеча, 9 рук и 11 пальцев.

По словам священнослужителей и историков, со святыми Киево-Печерской лавры подобных казусов не случалось. Мощи из Лавры и вовсе не вывозят. «Путешествуют» лишь частицы святых.

– Лавра – центр паломничества, и нередко люди преодолевают тысячи километров, чтобы приложиться к мощам определенного святого, – объясняет отец Георгий. – Например, настоящую икону Почаевской Божьей Матери, которая находится в Почаевском монастыре, тоже никуда не вывозят.

Святых переодевают и выносят на прогулку Мощи раз в год проветривают и каждые три месяца святым меняют облачение. Например, на время Великого поста одевают в черное, на Пасху – в красные одеяния

Святые мощи в Лавре хранят как зеницу ока. Есть среди монахов пещерные смотрители, которые также следят за температурой и влажностью в пещерах. А они сейчас оборудованы специальной аппаратурой, позволяющей контролировать климат в пещерах. Кроме этого, есть монахи, которые ухаживают за мощами.

– Раз в год летом, в жаркие дни, мощи выносят на солнце проветрить и подсушить, – рассказывает отец Георгий. – Затем их полностью переоблачают. Эту процедуру совершают с благословения наместника, для святых специально шьют одежду из натуральных тканей. Кроме этого, четыре раза в год им меняют верхнее облачение. Например, на время Великого поста одевают в черное, на Пасху – в красные одеяния.

Отец Георгий говорит, что среди святых есть и такие, чьи тела сохранились полностью, вплоть до ресниц и бороды.

– Понятие «нетленные мощи» в течение веков меняло смысл. Был период, когда под этим подразумевались нераспавшиеся кости. Позже – высохшее тело, – объясняет историк Владислав Дятлов. – Впервые монахи Лавры обратили внимание на нетление мощей в пещерах, когда открыли погребальную нишу преподобного Феодосия – одного из основателей обители. Его мощи пролежали замурованными 18 лет, а когда их открыли для перенесения в Успенский собор, то, как говорит Летописец, «суставы у них не распались, а волосы на голове присохли».

Еще иностранные путешественники, посещавшие Киев в XVII веке, пытались объяснить чудо нетления. Они предполагали, что нетленность мощей в лаврских пещерах связана не со святостью почивших, а с микроклиматом пещер. На эти предположения Лавра в предисловии к первому печатному изданию «Киево-Печерского Патерика» – сборника житий лаврских подвижников – резонно возразила, что в пещерах соседствуют как высохшие тела, так и костные останки, хотя и те, и другие находились в одинаковых условиях.

Кроме того, и вне пещер, в разных уголках мира – наблюдается разная степень сохранности мощей независимо от условий захоронения. Поэтому сводить феномен нетления к природным условиям неправильно. Это поняли и ученые, которые исследовали мощи в пещерах в 1980-х годах. Тогда было не только признано, что нетление имеет какую-то особую причину, но и зафиксировано благоприятное воздействие мощей на окружающую среду: снижение уровня радиации, стимуляция роста злаковых растений, гибель болезнетворных бактерий.

В 1988 году группа студентов Киевского мединститута проводили в Лавре гигиенические и микробиологические исследования. Они брали пробы воздуха в пещере и непосредственно в саркофагах, где находятся мощи святых. Так вот, в саркофагах количество микробов было в 6–7 раз меньше, чем в пещерах, а болезнетворных бактерий и вовсе не было. Хотя саркофаги негерметичны, и по логике показатели воздуха пещер и саркофага не должны были отличаться.

Как возводят в святые
Святая дева Иулиания, княжна Ольшанская Святитель Павел, митрополит Тобольский Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий

Святая дева Иулиания

Святитель Павел,

митрополит Тобольский

Священномученик Владимир

(Богоявленский), митрополит

Киевский и Галицкий

Фото сайта Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника

Чтобы стать святым, не обязательно стричься в монахи. Главное – чистая биография и подтверждение совершенных при жизни и после нее чудес. Причем нередко святыми становились даже простые миряне. Есть таковые и в лаврских пещерах – это Иулания, княжна Ольшанская, мученик Иоанн-Младенец.

– С течением времени в Церкви выработалась процедура возведения праведника в лик святых, – говорит отец Лонгин (Чернуха). – Вначале создается специальная комиссия, в которую входят епископы, священники и миряне (богословы, историки, медики, могут быть духовные чада того, кого собираются канонизировать). Тщательно изучается жизнь праведника: чистота вероисповедания и духовной жизни.

Собираются факты чудотворений праведника. Если доказательств достаточно, собранные документы направляются на рассмотрение Синода, и там уже выносят вердикт – достоин праведник канонизации или нет. Но бывают и исключения. Например, в случае с Ксенией Петербургской. Ее люди начали почитать, просили помощи, и она помогала, задолго до канонизации. Как правило, сразу после смерти не канонизируют. Праведник проходит испытание временем – это 70, а порой и сто лет, но бывают и исключения.

Один из последних канонизированных святых в лаврских пещерах – священномученик Владимир, митрополит Киевский. Он был убит безбожниками в январе 1918 года у стен Лавры.

– Владыка Владимир проживал на Верхней территории Лавры, был там арестован неизвестными вооруженными людьми, выведен за ворота и расстрелян, – рассказывает историк Владислав Дятлов. – Его похоронили в Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах, а в 1992 году мощи святого перенесли в Дальние пещеры. Последнее по времени перенесение мощей в лаврские пещеры состоялось в 1999 году – тогда из-под руин возрождаемого Успенского собора были подняты мощи святителя Павла, митрополита Тобольского, почившего в Лавре в 1770 году. Еще до революции у мощей этого архипастыря в соборе совершалось много чудес. Ближайший к нам по времени лаврский подвижник, почитаемый святым – старец Кукша, преставившийся в 1964 году. Но его мощи находятся не в Лавре, а в Одессе. Совсем недавно состоялась канонизация архимандрита Иова Угольского, который скончался в 1985 году. Его мощи хранятся в Закарпатье.

 

Hosted by uCoz