Ты, может быть,
спросишь меня:"Что случилось?"
Да так, ничего. Просто похолодало.
А мне как назло лето
теплое снилось.
Проснулась – а
солнца как не бывало...
Елена Войнаровская,
группа "Флер" |
Тихий субботний день. Все
домашние дела переделаны, дочитана книга, в телевизор
даже и заглядывать не хочется, да и забираться в
пропахшую поп-корном темноту кинотеатра не больно-то
тянет. Выглядываю в окно: на улице на удивление
солнечно, ноябрь решил пока обойтись без слез и дал нам
ненадолго поблажку. Раз так – нужно выбраться в город, и
понятно, что не на Майдан и не на Крещатик. Вот
окрестности Золотых Ворот – то, что надо. А компанию мне
составит фотоаппарат.
В метро, как всегда в
выходные дни, много народа. Поблизости семейство: мама с
сыном. Любознательный сыночек интересуется устройством
рельсов, задает вопросы, на которые вряд ли смог бы
ответить инженер, который эти рельсы проектировал, не
говоря уже о бедной мамаше. Наконец, два неторопливых
эскалатора поднимают меня на поверхность. Возле Золотых
Ворот копошатся с ведрами рабочие, что-то "дочинивая".
Радостные экскурсанты, приняв позы "по стойке смирно",
замирают для кадра: "я и Ярослав Мудрый".
Огибаю этот "праздник
жизни", перехожу дорогу и сворачиваю на Ярославов Вал.
Когда-то во Львове один местный житель сказал нам с
друзьями: "Ви неправильно ходите. Треба йти із піднятою
головою – бо усе найцікавіше нагорі". Так вот в Киеве –
тоже самое. Но народ спешит по делам, меряя тротуары
семимильными шагами, и ни у кого нет времени
остановиться и бросить взгляд вверх: чего только не
напридумывали архитекторы-искусники конца XIX – начала
XX века: нарядная лепнина, кокетливые балконы,
причудливые карнизы, фигуры и лики...
Вот Дом актера, детище
Городецкого. Сколько ни прохожу мимо, не устаю
восхищаться этим темно-серым торжественным зданием.
Резные своды смыкаются над головой в причудливый купол,
на часах над входом – вечные 5:27. Кажется, постоишь
немножко спиной к улице, а когда обернешься – там будут
разъезжать, посвистывая, извозчики, прохаживаться
пузатый городовой, а дамы, придерживая подолы длинных
юбок, спешить в шляпные салоны и кондитерские.
Кстати, что касается
репертуара Дома – афиши разнообразны до невозможности: 4
ноября киевляне будут приобщаться к йоге, 15 ноября – к
музыке Шуберта (вечер фортепьянной музыки), а 23 ноября
бард Сергей Джигурда напомнит о творчестве Булата
Окуджавы.
Улица – что тот помещик,
нарядившийся к уездному балу, пестрит вывесками
туристических компаний, банков и витринами недешевых
магазинов. Внутри же, в сонных двориках, совершенно
другая атмосфера. Да, некоторые опрятны и скучны, как
асфальт, которым они залиты. Но вот, к примеру, во дворе
дома №18 неожиданно милое и уютное "захолустье" –
покосившиеся гаражи, усыпанные листьями, под окном
непонятная конструкция из мозаики, которая в советские
времена наверняка что-то собой украшала.
Чем еще хороши улицы Киева –
никогда не знаешь, с кем из знакомых увидишься за
следующим поворотом. Чтобы вкусить радостей жизни в
прямом смысле слова, я зашла в кафе "Булочки",
соблазнившись "вкусной" вывеской. Внутри сладко пахло
корицей и сдобой, на витрине красовались румяные
аппетитности. Заказав фруктовый пирог и кофе с молоком,
устроилась было за дальний столик, как вдруг... Батюшки,
вот так встреча! Две моих знакомых, сестры Саша и Даша,
с которыми я не виделась несколько лет. Причем Даша
живет в Греции и приехала в Киев всего на неделю!
Ярославов Вал приготовил настоящий сюрприз.
Но как бы ни была приятна
беседа, но и она заканчивается.. Распрощавшись со
знакомыми, иду дальше, по улице Олеся Гончара выхожу на
пересечение с Рейтарской. Прохожих становится меньше.
Что приятно – тайфун переименований ее не коснулся, хотя
в начале века XX ей предлагали дать имя... Ивана
Сусанина. Об этой улице можно говорить долго, много
известных людей и событий с ней связано. Некоторое время
в доме №25 жил Булгаков, в доме №19 в 1891 году
Чайковский поздравлял Лысенко с успехом оперы "Тарас
Бульба", а в здании больницы (дом №22) Николай Амосов в
1955 году сделал первую в СССР уникальную операцию на
сердце, при которой впервые был применен общий наркоз.
Дворики Рейтарской
отличаются от двориков Вала – они меньше, укромнее и
солнечнее. Стены домов уютно баюкают их в кирпичных
ладонях. "Льются листья, листья бьются оземь", окна и
двери увивает плющ и виноград, на балконах верхних
этажей сушится белье и алеют цветы в кадках. Главные
обитатели здешних мест – голуби, пьющие из луж, и
глазастые кошки, устраивающие пиршества на мусорниках. Я
решила навестить и воронов, которые живут в вольере во
дворе дома №9. Они настоящие красавцы, выглядят отлично,
не хотелось даже уходить от них: от блестящих лаковых
перьев и круглых бусинок-глаз. Но пришлось – тем более,
что ничего съедобного с собой не было. Еще решила
заглянуть на Стрелецкую. Тут уж совсем ни живой души –
даже не верится, что находишься в двух шагах от Софии и
туристических "табунов". Это улица чинная, степенная –
как посольства и представительства, которые на ней
расположены. Вдоль нее припаркованы масса машин, и, в
дополнение картины, на одном из перекрестков
покосившийся дорожный знак – как символ отношения наших
автомобилистов к правилам дорожного движения.
Пожалуй, прогулка в
одиночестве закончилась. Дальше снова "в люди", в суету,
пробки и спешку. Но замечательно уходить, зная, что за
спиной остаются тихие улицы, где никого нет даже в
выходные и куда можно вернуться – лишь только осень
позовет.
Автор:
Елизавета Киризий