|
|||||
Михайлова гора – одна из летописных гор киевских. Древнее название вернулось горе в тот момент, когда в 2000 году вновь засияли в небе семь золотых куполов Михайловского Златоверхого собора. Однако, прогуливаясь сегодня по Михайловской площади, заходя в Михайловский Златоверхий монастырь, невозможно даже ощутить, что ты на какой-то самостоятельной горе. Действительно, для нас Михайлова гора лишь часть Старокиевского плато, на котором и древние городища, и храм Премудрости Бога – Святая София, и Золотые ворота…
А ведь всего два века тому назад Михайловский Златоверхий монастырь находился на отдельной горе. Со всех сторон окружали монастырь крутые обрывы, глубокие овраги и буераки. Путь от Михайловского Златоверхого до Софийского монастыря был тогда непрост: нужно было перейти через мостик, дойти до Святого Андрея, и только оттуда уже можно было прямиком добраться до Святой Софии. Так продолжалось века, до тех пор, пока в начале века ХIХ-го не было принято решение о ликвидации Старокиевской крепости. Все некогда мощные крепостные сооружения стали Киеву не нужны, и древняя часть города начала от них освобождаться. Постепенно, не торопясь, разбирали высокие валы, демонтировали сторожевые башни, а глубокие рвы и овраги засыпали. Вот тогда и слились воедино летописные горы – Михайлова и Старокиевская, тогда же возникла прямая дорога между Михайловским Златоверхим и Святой Софией. Короткий, но стремительный путь, который мы сегодня называем Владимирский проезд, стал зримым отражением – проекцией на поверхность земли, удивительной взаимосвязи Софийского и Михайловского монастырей. Начало этого редкостного единства было положено еще в начале века XVIII-го, а в ХIХ-ом Николай Лесков так написал об этом: «Я жил меж двумя храмами – Михайловским и Софийским… на праздники тут было так много звона, что бывало тяжело выдержать». Сегодня, поднявшись на триумфальную Софийскую колокольню, можно увидеть в третьем ярусе огромный колокол. Весит он 13 тонн, отлит был в 1705 году киевским мастером Опанасом Петровичем. Назван же был тогда в честь заказчика. Чуть больше 3 лет были у колокола и имя, и фамилия, но после Полтавской битвы фамилию упоминать запретили, и числился этот тяжкий, серьезный колокол просто «Иваном». Хоть бы отчество оставили! Но слишком уж фамилия была знатна, чтобы просто так утаить ее. Да и колокольный звон не заглушить! Больше двух веков пройдет после Полтавской битвы, когда Анна Ахматова напишет: Гулом полны алтари и склепы И за Днепр широкий звон летит Так тяжелый колокол Мазепы Над Софийской площадью гудит. Да, фамилию Мазепа замалчивать трудно! И не только потому, что гремит колокол, но и потому что каждый год, в день Торжества православия «гремит анафема в соборах; Мазепы лик терзает кат». Но во всех ли соборах? Говорят, что один из российских императоров заметил (а случай этот молва приписывает и Александру II, и Николаю II): «Что же это у вас такое твориться? В одном соборе проклинают, а в другом молятся за упокоение души!» О каких соборах шла речь? Вполне возможно, что о Михайловском и Софийском, так как обоим соборам Иван Мазепа великим покровителем был.
Софийская колокольня была построена в 1703 году коштом гетмана Мазепы. Правда, была тогда звонница еще трехъярусной. Колокольню Михайловского Златоверхого построили в 1721, при гетьмане Иване Скоропадском. В то время еще разделяли монастыри и яры, и овраги, и сторожевые башни. И, несмотря на это, возводили колокольню сразу так, чтобы две звонницы Михайловская и Софийская «смотрели друг на друга», чтобы голоса их сливались. Тогда и возникла та изумительная звуковая и духовная взаимосвязь между двумя значительными монастырями. В веке XVIII-ом были колокольни равны в своем величии, но в 1852-ом году архитектор Павел Спаро достроил Софийской колокольне четвертый ярус. Стала звонница высокой и стройной. А Михайловская? Наверное, было ей обидно. Ее начинали-то строить четырехъярусной, для того и стены толстые сделали – 4 метра! Но на трех ярусах остановились. Сейчас Михайловская колокольня, хоть и выглядит увесисто, но она стройна внутри. При ее восстановлении применена технология «тонких стен». Толщина их всего 70-80 см. Эта стройность позволила разместить в звоннице музей, надвратную Трехсвятительскую церковь, установить невероятное количество колоколов – 50! Большая часть колоколов Михайловской звонницы, в том числе все 7 тяжких звонов, отлиты на Нововолынском литейном заводе. Опыт в литье колоколов у нововолынцев был немалый, но очень непросто далось 8-тонное «сердце» Михайловской колокольни. Только с третьего раза был правильно залит сплав в 20-тонную форму. Так что создать звучную колокольню также сложно, как воссоздать собор. Отливкой колоколов дело не заканчивается, их надо еще довезти, водрузить и настроить, как любой музыкальный инструмент. Испокон веков в звонари шли ребята крепкие. С помощью веревок и педалей раскачивали они языки колоколов, а чтоб раскачать тяжкий колокол, так и два, и три человека надо. Кроме физической силы у звонарей должен был быть, если не абсолютный слух, то исключительные музыкальные способности. Колокольные мелодии никогда не записывались графически. Многовековая традиция эта была нарушена 8 мая 1998-го, когда звон Михайловской колокольни возвестил о первом православном карильоне! Карильон – это такой музыкальный инструмент, в котором точно настроенные колокола с помощью механических устройств соединяются с системой клавиш и педалей, как у фортепиано. Так что теперь, чтобы зазвучало 8-тонное «сердце» Михайловской колокольни, достаточно нажать на клавишу. К механической части Михайловского карильона подключен компьютер. Он руководит часами на колокольне. В памяти компьютера 23 мелодии. Каждому часу – своя мелодия, а в полдень и полночь звучит гимн Украины. Компьютерная программа рассчитана до 2099-го года, с учетом всех переводов времени и високосных годов. «Под золотыми куполами» называется пешеходная экскурсия, посвященная Михайловской площади и Михайловскому Златоверхому собору. И звона колокольного связующая нить – только ее начало. |