Школа бальных танцев, вам говорят!

Статью подготовила  Кулюпина Наталия Юрьевна, киевский экскурсовод

К первому весеннему празднику мы представили проект «Легенды и были киевские от Леноноры Рахлиной»: каждый, кто хоть раз бывал на экскурсиях или лекциях этого великого экскурсовода, мог написать наиболее запомнившиеся эпизоды или истории, рассказанные ею. На призыв откликнулись! Первой была Антонина Гурская. В ее «активе» множество историй, сегодня – лишь пара эпизодов.

Леонора Рахлина

фото Леоноры Рахлиной

на www.bulvar.com.ua

Впервые на экскурсию Рахлиной я попала не по своей воле. Представьте, 16 лет, тебя ждут друзья, первые поцелуи, а тут мама предлагает вместе идти на экскурсию. Отказать маме я не могла, она так радовалась тому, что ей удалось записать нас «на Рахлину», хорошо хоть идти было недалеко, всего квартал от дома, и вот – площадь Франко.

В центре площади в ожидании застыли люди. Наконец, появилась полноватая взрослая женщина. Она зажгла сигарету «Прима» без фильтра, глубоко затянулась и начала говорить, говорить, говорить. То, что она рассказывала, в те времена не рассказывал никто, а кроме путеводителей Госполитиздата УССР, и литературы-то не было. Сейчас – все иначе и, кажется, каждый школьник знает, что полтора века назад на месте нынешних площади Франко, улиц Ольгинской, Городецкого и Заньковецкой была обширная усадьба Меринга.

Профессор Киевского университета, врач Федор Меринг в свое время был очень известным в нашем городе человеком. За помощью к нему обращались все – и богатые, и бедные. Плату же профессор принимал и казначейскими билетами, и десятком яиц, и просто дельным советом. Свою усадьбу Меринг купил очень предусмотрительно. Когда совершалась покупка, на земельном плане с той стороны, где нынче Бесарабка, было указано –  «хащи»,  однако вскоре «совершенно неожиданно» дача Меринга оказалась в самом центре города. 

Усадьба Мьоринга
Пруд в усадьбе Меринга. Фото конца XIX  века

Усадьба представляла собой настоящий парк, который террасами поднимался к Липкам, в глубине парка было озеро с купальней, зимой на озере устраивался каток. Погулять на дачу к Мерингу мог прийти каждый киевлянин. Сам же профессор любил прогуливаться не только в своем саду, но и на Липках. Теплыми летними вечерами Меринг отпускал свой экипаж и степенно шествовал липскими улицам. Шикарные экипажи, проезжая рядом с Мерингом, обязательно останавливались, и знатные пассажиры кланялись известному доктору. Профессор важно здоровался со своими высокопоставленными пациентами и невероятно довольный собой продолжал путь. Вот такая маленькая слабость!

Улицы на месте парка были проложены уже после смерти доктора. Тогда же осушили и озеро, на его месте появилась Николаевская площадь (нынешняя площадь Франко), на ней началось строительство театра. И надо же такому случиться, что в это время в городском театре приключился пожар, погибли люди. После этой трагедии киевляне перестали ходить в театры. Для того чтобы избавить людей от страха, архитекторы Г.Шлейфер и Э.Брантман, создавая на Николаевской площади свое театральное здание, постарались всячески подчеркнуть количество окон. Каждый, кто подходил к зданию театра видел, что окон много и случись пожар, выбираться будет несложно.

Во время моих первых путешествий с Л.Н.Рахлиной по нашему городу, а было это поздней осенью, нам приходилось искать приюта от дождя и ветра. Однажды нам разрешили постоять в холле министерства образования (находилось оно тогда на нынешней улице Городецкого). Мы рассыпались вдоль балюстрады мраморной лестницы и, ожидая продолжения рассказа, огляделись вокруг. На стенах висели плакаты с лозунгами «повышать и улучшать», таблицы количества школ в 1913-ом и 1975-ом. И вдруг Рахлина сказала: «А давайте я расскажу вам о школе, о знаменитой киевской школе!» И она запела:

Это школа

Соломона Шкляра,

Школа бальных танцев,

Вам говорят!

Две шаги налево,

Две шаги направо,

Шаг впирод и две назад.

Конечно, никто из нас и представить не мог, что герой той песенки – реальное лицо, что Шкляры были когда-то известной киевской еврейской семьей, а школа танцев Соломона Шкляра пользовалась немыслимой популярностью. Правда, находилась эта школа совсем не там, где мы прятались от дождя, но остатки некогда роскошной лепнины на стенах и румяные советские школьники на плакатах  навеяли ассоциации.

В школе танцев Соломона Шкляра приказчики и мелкие купчики учились хорошим манерам, а дамы того же сословия «имели худеть на пуд, но лучше два». «И шо вы думаете, лишь для этого дамы приглашают кавалеров? Там, где галстук – там пирод!» Случалось, и не раз, что усердное изучение танца «на две шаги» вызывало у партнеров такой пламень чувств, «шо загасить его могла только свадьба». Но и это еще не все! Уроки Соломон сопровождал такими шутками! Лишь некоторые из них вошли в знаменитую песню.

Кавалеры

Приглашают дамов,

Там, где брошка –

Там пирод.

Две шаги налево,

две шаги направо,

Шаг назад,

Наоборот...

 

Школа бальных танцев

Это школа

Соломона Шкляра,
Школа бальных танцев,
Вам говорят.


Две шаги налево,
Две шаги направо,
Шаг впирод и две назад.

 

Кавалеры приглашают дамов,
Там, где брошка

— Там пирод.


Две шаги налево,
Две шаги направо,
Шаг назад, Наоборот.

 

Дамы приглашают кавалеров.
Там, где галстук

— Там пирод.
 

Две шаги направо,
Две шаги налево,
Шаг назад и шаг впирод.

За двумя зайцами!

Фото bukvar из альбома «Столица Киевской Руси» на Яндекс.Фотках

Тетя Сарра,
Не крутите задом,
Это ж не пропеллер,
А вы не самолет.

 

Две шаги налево,
Две шаги направо,
Шаг назад и шаг впирод.

 

Дамы, не шморкайтесь в занавески!

Это ж неприлично, вам говорят.
Это неприлично, не гигиенично
И не симпатично, вам говорят.

 

Эй вы люди, помогите Боре,
Помогите Боре, вам говорят.
Он наделал лужу
Прямо в коридоре
Шаг впирод и две назад.

 

Адик Рабинович! Я имею выйти.
Я имею выйти, вам говорят.
Вы мене тут замените...
Шаг впирод и две назад.

Hosted by uCoz