|
|||||||
Статью подготовила Кулюпина Наталия Юрьевна, киевский экскурсовод |
|||||||
К первому весеннему празднику мы представили проект «Легенды и были киевские от Леноноры Рахлиной»: каждый, кто хоть раз бывал на экскурсиях или лекциях этого великого экскурсовода, мог написать наиболее запомнившиеся эпизоды или истории, рассказанные ею. На призыв откликнулись! Первой была Антонина Гурская. В ее «активе» множество историй, сегодня – лишь пара эпизодов. |
|||||||
Впервые на экскурсию Рахлиной я попала не по своей воле. Представьте, 16 лет, тебя ждут друзья, первые поцелуи, а тут мама предлагает вместе идти на экскурсию. Отказать маме я не могла, она так радовалась тому, что ей удалось записать нас «на Рахлину», хорошо хоть идти было недалеко, всего квартал от дома, и вот – площадь Франко. В центре площади в ожидании застыли люди. Наконец, появилась полноватая взрослая женщина. Она зажгла сигарету «Прима» без фильтра, глубоко затянулась и начала говорить, говорить, говорить. То, что она рассказывала, в те времена не рассказывал никто, а кроме путеводителей Госполитиздата УССР, и литературы-то не было. Сейчас – все иначе и, кажется, каждый школьник знает, что полтора века назад на месте нынешних площади Франко, улиц Ольгинской, Городецкого и Заньковецкой была обширная усадьба Меринга. Профессор Киевского университета, врач Федор Меринг в свое время был очень известным в нашем городе человеком. За помощью к нему обращались все – и богатые, и бедные. Плату же профессор принимал и казначейскими билетами, и десятком яиц, и просто дельным советом. Свою усадьбу Меринг купил очень предусмотрительно. Когда совершалась покупка, на земельном плане с той стороны, где нынче Бесарабка, было указано – «хащи», однако вскоре «совершенно неожиданно» дача Меринга оказалась в самом центре города. Усадьба представляла собой настоящий парк, который террасами поднимался к Липкам, в глубине парка было озеро с купальней, зимой на озере устраивался каток. Погулять на дачу к Мерингу мог прийти каждый киевлянин. Сам же профессор любил прогуливаться не только в своем саду, но и на Липках. Теплыми летними вечерами Меринг отпускал свой экипаж и степенно шествовал липскими улицам. Шикарные экипажи, проезжая рядом с Мерингом, обязательно останавливались, и знатные пассажиры кланялись известному доктору. Профессор важно здоровался со своими высокопоставленными пациентами и невероятно довольный собой продолжал путь. Вот такая маленькая слабость! Улицы на месте парка были проложены уже после смерти доктора. Тогда же осушили и озеро, на его месте появилась Николаевская площадь (нынешняя площадь Франко), на ней началось строительство театра. И надо же такому случиться, что в это время в городском театре приключился пожар, погибли люди. После этой трагедии киевляне перестали ходить в театры. Для того чтобы избавить людей от страха, архитекторы Г.Шлейфер и Э.Брантман, создавая на Николаевской площади свое театральное здание, постарались всячески подчеркнуть количество окон. Каждый, кто подходил к зданию театра видел, что окон много и случись пожар, выбираться будет несложно. Во время моих первых путешествий с Л.Н.Рахлиной по нашему городу, а было это поздней осенью, нам приходилось искать приюта от дождя и ветра. Однажды нам разрешили постоять в холле министерства образования (находилось оно тогда на нынешней улице Городецкого). Мы рассыпались вдоль балюстрады мраморной лестницы и, ожидая продолжения рассказа, огляделись вокруг. На стенах висели плакаты с лозунгами «повышать и улучшать», таблицы количества школ в 1913-ом и 1975-ом. И вдруг Рахлина сказала: «А давайте я расскажу вам о школе, о знаменитой киевской школе!» И она запела: Это школа Соломона Шкляра, Школа бальных танцев, Вам говорят! Две шаги налево, Две шаги направо, Шаг впирод и две назад. Конечно, никто из нас и представить не мог, что герой той песенки – реальное лицо, что Шкляры были когда-то известной киевской еврейской семьей, а школа танцев Соломона Шкляра пользовалась немыслимой популярностью. Правда, находилась эта школа совсем не там, где мы прятались от дождя, но остатки некогда роскошной лепнины на стенах и румяные советские школьники на плакатах навеяли ассоциации. В школе танцев Соломона Шкляра приказчики и мелкие купчики учились хорошим манерам, а дамы того же сословия «имели худеть на пуд, но лучше два». «И шо вы думаете, лишь для этого дамы приглашают кавалеров? Там, где галстук – там пирод!» Случалось, и не раз, что усердное изучение танца «на две шаги» вызывало у партнеров такой пламень чувств, «шо загасить его могла только свадьба». Но и это еще не все! Уроки Соломон сопровождал такими шутками! Лишь некоторые из них вошли в знаменитую песню. Кавалеры Приглашают дамов, Там, где брошка – Там пирод. Две шаги налево, две шаги направо, Шаг назад, Наоборот... |
|||||||
|