Самый главный киевский праздник

 

Автор: Кулюпина Наталия Юрьевна, киевский экскурсовод  

версия для печати

Архангел в сияющих латах и с красным мечом из огняДа, господа, он приближается! В течение веков, 19 сентября по новому стилю (6 сентября по старому), в Киеве был праздник, и не простой, а самый главный, по сути, это был день города.

Традиции празднования, конечно, менялись со временем, но в этот день Киев обязательно был украшен, повсюду было веселье. Так, согласно легендам, во времена древнекняжеские в этот день устраивались в Киеве спортивные состязания, богатыри демонстрировали свою силу и ловкость.

А века 2-3 назад город украшался живописными прозрачными полотнами, на балконе высокой башни городской ратуши играл оркестр и пел хор, на главной подольской площади устраивался парад. На параде торжественно выступала городская кавалерия. Называлась она «Золотая корогва», и служила не только для парадов, но и для вооруженной защиты города. Состояла «Корогва» из знатных горожан. Вслед за кавалерией выступали вооруженные корпуса мещан. Каждый корпус нес знамя своего цеха. В торжественном марше не участвовал только цех цирюльников. Цирюльники были в это время на киевском Болонье, нынешней Оболони. Там цирюльники устанавливали пушки и производили тожественные залпы, которые знаменовали кульминацию парада. А вечером устраивалось шествие факелоносцев, колокольни и улицы горели огнями,  в небо летели брызги салютов, и как-то особо торжественно били часы на киевской ратуше.

Часы на киевской ратуше были не простые, их украшала автоматическая группа «Архистратиг Михаил, поражающий змея». Многие путешественники оставили об этих часах восторженные воспоминания: «Михаил во время пробития часов змея во уста бил столько, сколько часов ударило. Из пасти змея сыпались по числу часов снопы искр». Дело в том, что пасть была покрыта особым воспламеняющимся составом.

Нынешним «отцам города» следует подумать и воссоздать знаменитые часы. Их можно было бы установить на здании городской администрации, а первый бой часов приурочить к 19 сентября – дню небесного покровителя Киева архангела Михаила.

Слово «ангел» на греческом языке значит вестник, ангелы сообщают людям волю Бога. Приставка «архи» указывает на более возвышенное служение. Архангелов согласно Библии всего семеро, у каждого из них свое особое служение. Архангел же Михаил был самим Богом поставлен над всеми чинами, его именуют архистратигом, то есть старшим воином, «вождем воинства Господня». Случилось это тогда, когда  «… произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Имя же Михаил означает «кто как Бог».

По Церковному преданию архистратиг Михаил принимал участие во многих ветхозаветных событиях: помогал израильтянам уйти из плена египетского, спасал пророка Даниила, брошенного в львиный ров, ограждал от огня трех юношей, отправленных в печь за отказ поклоняться идолам. Являл архангел Михаил свою силу и у нас, на Руси. Так в 1103-ем году на острове Труханов встретились двоюродные братья – князья Святополк Изяславович и Владимир Мономах.  Договорились они тогда вместе идти против половцев. Разбили князья степняков, выиграли битву! Плененные же половцы потом говорили, что над войском русским видели они воина в сияющих латах и с красным мечем из огня. Сказали тогда ханы половецкие, что страшно было им, жег их и взгляд, и меч Архангела Михаила.

О том, как, когда и почему небесным покровителем нашего города стал главный небесный воин, защитник веры и борец со злом, Вы узнаете на экскурсии «Михаил - имя киевское». Вы побываете в местах, где в Х-ом веке было положено начало киевской Михайловской традиции, узнаете и о тех трагических временах, когда Михаил покидал наш город. Первый раз легенда утверждает, что случилось это по вине киевлян, во второй же раз – по приказу Ставки Верховного Главнокомандования.  Вы посетите места деяний первого митрополита киевского и всея Руси Михаила – соборы Михайловский Златоверхий и Выдубицкий Чудов Михайловский. Посетите  и Свято-Михайловскую церковь,  посвященную самому митрополиту Михаилу. Она – восстановленный символ киевской благотворительной традиции.

Однако не только Михаилы святые, воины и князья важны в истории нашего города. В пути будут сопровождать Вас произведения Михаила Булгакова, ученые труды Михаила Максимовича и Михаила Драгоманова, вдохновят творения Михаила Врубеля и Михаила Бойчука, рассмешит Михаил Драгомиров, а с Михаилом Грушевским есть о чем и погрустить… Да, Михаилы – архитекторы, художники, ученые, музыканты, писатели, борцы за демократию – преобразовывали и возвеличивали наш город.

Hosted by uCoz