Прогуливаясь
парками над Днепром, любуясь панорамой левобережья, островами и великой
рекой, многие современные киевляне и гости нашего города скептически
цитируют бессмертную фразу Н.Гоголя о редкой птице, что долетит до
средины Днепра. Конечно, после того как во второй половине ХХ-го века
был построен Киевский гидроузел, и река оказалась зажата дамбами и
плотинами, разливы Днепра практически неощутимы. Юные киевляне, по сути,
никогда их и не видели. Люди постарше, хоть старожилами называть их пока
рано, прекрасно помнят весну 1969-го, когда были залиты все острова,
вода перекатывалась через русановские мосты, затопила Наводницкий парк,
вплотную подступив к Набережному шоссе.
О днепровских
разливах сохранились сведения и в древнерусских
летописях и в истории государства российского, и в художественной
литературе. «Стоило только выйти из города на Владимирскую горку, и
сразу перед глазами разливалось голубоватое море – это разлив Днепра. А
в городе в это время начинался разлив солнечного света и
тепла», – так писал К.Паустовский. «31-го марта. Четверг.
Проснулся в 5 часов утра, увидел Киев при восходе солнца и громадный
разлив Днепра». Эту запись в дневнике сделал император Николай
II-ой в
1916-ом году. Однако в тот год паводок не был каким-то особенным. За
время наблюдения за Днепром особо мощные разливы были
зафиксированы в 1789, 1845, 1877, 1882, 1895, 1908, 1917, 1931, 1942
годах. Своеобразный памятник киевским наводнениям можно увидеть на
берегу Труханова острова – каменная тумба с отметками рекордных уровней
воды.Самым грандиозным был разлив 1931-го года. Мягкое дождливое
потепление началось 14 апреля и ничего плохого не предвещало, но спустя
неделю температура неожиданно подскочила, снега в верховьях Днепра
начали стремительно таять, дожди усилились, и река взбухла. Вода
хлынула на подольские улицы, затопила островные и левобережные
поселения. Днепр разлился почти на 15 км! И как тут не вспомнить
Н.В.Гоголя? Или Лину Костенко:
Я виросла у Київський Венеції.
Цвіли у нас під вікнами акації.
А повінь прибувала по інерції
І заливала всі комунікації.
В начале мая был зафиксирован
максимальный подъем воды – 8,53 м выше нулевого уровня, на
Набережно-Крещатицкой в это время вода стояла на 1,63 м выше уровня
мостовой.
|
|
Подол. Весна |
Столь суровый характер реки был
причиной того, что много веков не было в Киеве капитальных мостов. Для
переправы пользовались лодками. Большие лодки называли дубами, а
маленькие –
душогубками.
После ледохода и до поздней осени
действовали паромные переправы – перевозы. А мосты? Только временные,
плавучие. Наводили их уже после разлива, сплавляя к нужному месту плотно
скрепленные между собой плоты, которые удерживали якоря.
Первый
капитальный мост через Днепр был возведен всего 155 лет назад, в 1853-ем
году. Проект моста, разработанный английским инженером Чарльзом
Виньольем, был тщательно изучен и откорректирован отечественными
специалистами. Это был первый в мире шестипролетный мост. Удерживали
пролеты толстенные цепи (каждое звено в 12 пудов), потому-то назвали
мост Цепным. Но по предложению Александра
I-го
мосту было присвоено имя императора Николая
I-го.
Так и получилось – Николаевский цепной мост.
Находился киевский первенец в том
месте, где много веков был Спасский паромный перевоз. Сейчас там мост
Метро, и потому-то легко догадаться, что при длине в 776 м Николаевский
мост левого берега не достигал, а «добирался» лишь до острова, который
именуется нынче Гидропарк. Для перехода на левый берег были уложены 4
деревянных полотна, которые тогда гордо назвали Русановским мостом.
Николаевский
мост был очень красив! Быки моста были облицованы гранитом, над ними
возвышались полукруглые арки, украшенные готическими башнями. Особое
очарование придавала стройная Николаевская часовня, вид на которую
открывался в арочных створах. Николаевский цепной мост стал настоящей
визитной карточкой нашего города, его рисунки и фото регулярно
печатались на почтовых открытках, а серебряная модель моста
демонстрировалась на Всемирной выставке в 1854 году в Лондоне.
Возможно не столь красивым, но более
значимым в развитии нашего города, стал второй киевский мост. Во-первых,
он был длиной 1068 м и соединил оба берега. Во-вторых, то был мост
железнодорожный. И сейчас на месте его соединяет берега Дарницкий
железнодорожный.
Создавался мост по проекту
инженер-капитана при Х Киевском округе путей сообщения Аманда Егоровича
Струве. При строительстве моста впервые в Российской империи был
применен новейший тогда кессонный метод. В воду опускалась деревянная,
обтянутая брезентом конструкция-кессон, из нее сжатым воздухом
вытеснялась вода, внутри камеры разрабатывался донный грунт,
закладывался фундамент мостовой опоры, а затем сооружалась и сама опора.
Кессонный метод значительно ускорил строительство. Первая мостовая опора
была погружена на глубину 16 метров за 3 месяца, вторая – за 2, а
следующие – за 25-35 дней каждая.
17
февраля 1870 года – день открытия движения по мосту и знаковая дата в
истории Киева. Тогда, когда первый поезд, проехав над Днепром, прибыл на
киевский вокзал, слились воедино Киево-Балтская и Курско-Киевская
железные дороги, а наш город стал не просто городом, и не просто
железнодорожной станцией, а центром новой Юго-Западной железной дороги.
Как в средние века Киев завязывал в единый узел важнейшие торговые пути,
так в
ХІХ-ом
веке Киев завязал в единый
узел «кровеносные сосуды новой экономики» – железную дорогу. Аманд
Струве называл паровоз колесницей прогресса, а о самом создателе моста
газета «Киевлянин» написала: «Струве, по общему признанию, воздвиг себе
вековечный памятник этим сооружением, и имя его не забудется в истории
Киева и Юго-Западного края».
Действительно, если уже никому не под
силу узнать точную дату основания Киева, то дата начала его великого
возрождения известна. Это – 17 февраля 1870-го года! Киев начнет
активное развитие, быстро восстановит свою коммерческо-транзитную суть и
вскоре станет сахарной столицей. Вновь, как губка, Киев будет впитывать
в себя культуру, опыт, науку всех, всех, всех, кто приезжал и приезжает
сюда жить, учиться, работать, и потому-то в ХХ веке станет не только
столицей Украины, но и мировым центром мостостроения. Казалось бы что
тут удивительного? Не только Днепр, но и рельеф нашего города этому
способствует: холмы, овраги, реки малые да острова днепровские. Однако
такой рельеф был у Киева испокон веков.
Центром же мостостроения наш
город стал благодаря тому, что в 1904-ом году в наш Политехнический
приехал преподавать знаменитый ученый Евгений Оскарович Патон.
Известность пришла к Патону после
того, как был объявлен международный конкурс на строительство моста
через одну из североамериканских рек. Нет, Патон не принимал участие в
конкурсе, но направил в оргкомитет письмо, в котором указал, что место
строительства выбрано неудачно, что первый же разлив разрушит мост. К
мнению Патона тогда не прислушались и вспомнили только тогда,
когда мост снесло паводком. После этого ни одно серьезное строительство
моста в мире не происходило без экспертизы Патона!
В Киеве Евгений Оскарович построил
несколько мостов и не только через Днепр. Проходя знаменитым Чертовым
мостом или мостиком Любви (каждый как хочет так его и называет),
обратите внимание на табличку со стороны Городского сада. Необычным было
и строительство первого моста через Днепр по проекту Патона. Мост
возводился на опорах самого первого и самого красивого киевского моста –
Николаевского цепного. Конструкция его была такова, что подрыв польскими
оккупантами в 1920-ом лишь одного пролета, привел к обрушению всех
остальных, и над водой остались только опоры. На них в 1925-ом и был
построен Е.О.Патоном его первый киевский мост через Днепр. Имя мост
получил в честь пламенной революционерки Евгении Бош.
Больше четверти века преподавал Патон
в Киевском политехническом, воспитал целое поколение инженеров
строителей, мостостроителей, стал автором множества научных трудов и
учебников, в 1829-ом был избран академиком и, казалось бы, мог почивать
на лаврах, но Евгений Оскарович увлекся новой тогда областью техники –
электросваркой. Благодаря этому его увлечению Киев в ХХ веке стал
еще и мировым центром электросварки. А мосты? Мосты, как первая любовь,
которая навсегда остается в сердце. Тем более, что сварка, по сравнению
с традиционной тогда клепкой, позволяла не только существенно
снизить вес мостовых конструкций, но и повышала их надежность.
Мосты и сварка – обе страсти ученого
должен был объединить автодорожный мост, строительство которого было
начато в 1937-ом на месте, древнего Наводницкого перевоза. К июню
1941-го были возведены опоры и начат монтаж первых пролетов. Но не
строить мосты, а минировать пришлось Патону летом 1941-ом. Кто лучше
всего знает, как создать, тот лучше всего знает и как сломать. Осенью
1941-го взорваны детище Патона – мост имени Евгении Бош, взорван первый
киевский железнодорожный, разрушен и второй железнодорожный мост –
Петровский. Этот мост был построен в 1929-ом для того, чтобы
закольцевать дорогу вокруг Киева.
Восстановление киевских мостов было начато осенью 1943-го, 7 ноября, то
есть на следующий день после освобождения Киева от фашистов. За 13
суток под руководством инженера Исаака Баренбойма рядом с полностью
разрушенным Дарницким железнодорожным был построен низководный
железнодорожный мост. Но просуществовать тот мост мог только до
ледохода, и потому уже в начале 1944-го, его заменил временный
высоководный, одновременно было начато строительство капитального
железнодорожного моста. За наведение переправы, строительство мостов
Исаак Баренбойм был удостоен звания Героя Социалистического труда, его
имя носит одна из киевских улиц ведущая к Днепру.
|
Фото Алёнка на Яндекс.Фотках |
Первым полностью работоспособным стал
в 1944-ом Петровский железнодорожный мост. И пусть он не был столь
красивым, как довоенный, но он действовал и действует до сих пор.
Дарницкий железнодорожный строили заново и движение по нему было открыто
лишь в 1952-ом. Практически с начала пришлось приступать и к
осуществлению мечты академика Патона. Все опоры, построенные до войны,
оккупанты методично подорвали перед отступлением. Открытие моста было
назначено на ноябрь 1953-го, к 10-летию освобождения Киева. Всего 3
месяца не дожил до торжеств великий инженер и ученый. По просьбе
строителей мост получил имя своего создателя.
Мост имени Патона стал первым в мире цельносварным мостом. Длина
сварочных швов составила 10668 м, а длина самого моста – 1543 м. Это
самый длинный киевский мост, а на момент открытия он был самым длинным
мостом в Европе. И пусть этот мост не самый красивый, но именно с этого
моста открывается самая красивая панорама правобережья.
Самый красивый киевский мост, был построен в 1976-ом, по проекту
архитектора Добровольского А.В. и инженера Фукса Г.Б., и
называется он – Московский. Длина его 816 м, а судоходный пролет – самый
широкий, 300 метров. Красота же моста в том, что пролет поддерживают
мощные металлические канаты, ванты, а опираются они на 115-ти метровый
пилон.
|
Фото tatser из альбома «Любимые
города» на Яндекс.Фотках |
Уже во время строительства моста, для того чтобы еще больше его
украсить, поступило «указание сверху»: на верхушке пилона установить
скульптурную композицию. Но мостостроители отказались, отказались
категорически, ведь пришлось бы укреплять и перестраивать уже
практически готовый мост. Мост и так красив, а та скульптурная
композиция нашла свое место и стала подлинным украшением Киева. Стоит
она в Наводницком парке, и называют ее все ласково «Ладья» или
«Лыбедь».
Проект
Московского моста был взят за основу при создании самого юного моста
через Днепр – Южного, движение по которому было открыто в декабре
1990-го. Однако отличия между мостами Московским и Южным есть. Южный не
только в полтора раза длиннее – 1250 м, но и шире. Это самый широкий
киевский мост – 41 м, на нем не только шесть полос для автомобилей, но и
линия метро.
Самый узкий киевский мост над
Днепром создан по проекту архитекторов Заварова А., Суворова В. и
инженера Киреенко В. Ширина моста всего 7 м. Кроме того, это самый
короткий мост над Днепром – всего 400 м. Зовется он Парковый или
Пешеходный, а соединяет Подол с Трухановым островом. Но разве в метрах
измеряется значимость моста? Пешеходный мост – первый в мире,
построенный исключительно для отдыха! «Хождение» по этому чуду было
открыто в 1957-ом. И потопали киевляне на пляж, в Днепре купаться, на
песочке валяться. А песочек наш хорош – по качеству уступает только
песочку черноморской Анапы и французской Ривьеры.
|
Фото Dmitry Danilov из альбома
«-= Киев =-» на Яндекс.Фотках |
В первые годы существования Паркового моста по нему ходило такое
количество людей, что судоходный пролет раскачивался. Однако не любители
попляжиться стали причиной аварии моста в 1982-ом, когда одна из опор
пошатнулась. Причиной стал чудный днепровский песок, который добывали
тогда и для строительства, и для одесских пляжей. Опоры Пешеходного
укрепили камнями. Сейчас добыча песка в районе Киева запрещена, но и
того, что успели добыть, хватило. Самое глубокое место в районе Киева
находиться чуть ниже левобережной опоры Пешеходного. Глубина там
достигает 20 метров.
Пешеходному стало «полегче» в
1965-ом, когда было открыто движение по мосту Метро. Он строго элегантен
и украшен мощной скульптурной группой «ХХ век» (скульптор Коцюбинский
Ф.). Уникальность же моста в том, что он первый в мире цельноклееный!
Бетонные блоки соединены с помощью болтов и клея «Стык», специально
разработанного Институтом химии НАН Украины. За мостом ведется
постоянное наблюдение: в центральных быках находятся приборы,
которые фиксируют и сохраняют информацию о сооружении. Так будет
продолжаться 50 лет, и только в 2015-ом эксперимент инженера Фукса
Г.Б. будет завершен. Однако, все настойчивей появляются требования
«расширить рамки эксперимента» расширив автомобильную часть моста!
Фото kmpz2008 из альбома «Киев» на
Яндекс.Фотках
Расширяй, не расширяй все киевские
мосты через Днепр, не справятся они с потоком нашего транспорта,
потому-то и нужны новые. В 2003-ем начато строительство Подольского
мостового перехода в направлении Троещины. Этот мост не будет похожим ни
на один из нынешних киевских мостов, он будет арочным.Строительство еще
одного моста начато между Дарницким железнодорожным и Южным. Он
задействует транспортные развязки обоих мостов, так как будет и
железнодорожным, и автотранспортным!
|
|
Подольский
мост
(проект) |
Авто-
железнодорожный мост
(проект) |
Сейчас Киев занимает одно из первых
мест в Европе по длине мостов, и большая часть их переброшена над малыми
реками, киевскими урочищами, но это уже совсем другая история.
|