Великая киевская династия

Авторы: коллектив экскурсоводов, учеников Л.Н.Рахлиной

версия для печати

Экскурсовод – слово мужского рода. Однако в большинстве музеев, даже в научных и очень серьезных с вероятностью 99% вас встретит женщина. И гостей Киева провезет по городу, скорее всего, женщина. А мужчины? Они большей частью возглавляют, руководят, контролируют. Но справедливость есть! Первая мемориальная доска экскурсоводу в Киеве посвящена женщине – Леоноре Рахлиной. Представляете, какова была эта женщина, если мужчины уступили ей первенство?

Натан Рахлин

Фото Serge Wecsler на МОЙ МИР@MAIL.RU

И все-таки поначалу речь пойдет о мужчине. Леонора Рахлина – дочь великого дирижера Натана Григорьевича Рахлина. Представители старшего поколения прекрасно помнят эту фамилию. В годы послевоенной разрухи далеко не каждый мог позволить себе пойти в театр или на концерт. У многих на еду и приличную одежду не хватало. Единственными передышками в нелегком труде и скудной жизни стали тогда для киевлян футбол и музыка.

Футболисты наши, однако, играли тогда плохо – только в 1954-ом впервые кубок Союза зазимовал в Киеве. А вот музыканты под руководством Рахлина всегда играли прекрасно, играли каждый выходной день на открытой парковой эстраде. И послушать их можно было совершенно бесплатно, и наряжаться не надо – как будто ты просто проходил мимо по своим делам, и остановился на мгновение. Влюбленные пары и старички, расстроенные футбольные болельщики и сорванцы-мальчишки приходили в парк.

Наверное, о таком концерте написал Б.Пастернак:

В саду – табак, на тротуаре –

Толпа, в толпе – гуденье пчел,

Разрывы туч, обрывки арий,

Недвижный Днепр, ночной Подол...

Запомню и не разбазарю:

Метель полночных маттиол.

Концерт и парк на крутояре.

Недвижный Днепр, ночной Подол.

Натан Рахлин наполнил Киев музыкой, и несколько поколений киевлян стали подлинными знатоками и почитателями очень серьезной музыки.

Дочь великого дирижера не продолжила музыкальную династию. Леонора Натановна рассказывала, что особого музыкального дарования у нее не было, а Натан Григорьевич считал, что раз особого нет, то и терзать ребенка гаммами и диезами не стоит. Смеясь, Леонора Натановна говорила: «Я «профессиональный» слушатель».

Фото из альбома "Светлые лучики Леоноры Натановны"

Фото из альбома «Светлые лучики Леоноры Натановны»

Она действительно умела слушать. А как она умела удивляться? Выслушав сбивчивое сообщение, она вскидывала брови и говорила: «Неужели? Как интересно?» За это «неужели» каждый был готов часами корпеть над нуднейшей книгой, с лупой разбирать выцветшие таблички в провинциальных музеях, и все это только для того, чтобы Леонора Натановна вновь вскинула брови и сказала: «Удивительно! Я этого не знала!» Вот тут казалось, что она немного лукавит, ведь Рахлина знала все!

Кандидат искусствоведческих наук, человек энциклопедического запаса знаний, Леонора Натановна с одинаковой легкостью преподносила эти знания и академику, и школьнику. Рассказывать она умела даже лучше, чем слушать, и удивляться. Рассказывала так, что слякотный, задымленный город исчезал,  и из глуби веков возникал пышный княжий град или роскошные палацы киевской шляхты. Создавалось впечатление, что это ей, Рахлиной, княжна Лыбедь жаловалась на опостылевшего мужа, а со спудеями Могилянки Рахлина не только вместе училась, но и бедокурила, с Врубелем же она играла в шарады.

Так же как когда-то люди останавливались послушать музыку, которую дарил Рахлин, так случайные прохожие останавливались на мгновение, и в завороженном изумлении стояли часами, слушая Рахлину. Шепотом после спрашивали: «Кто это восторженная, увлекающаяся барышня? Дочь великого дирижера?! Удивительно!»

Время мчалось вперед, Рахлину перестали звать Леной, она стала Леной Натановной, среди ее слушателей появилось поколение, которое с удивлением спрашивало старших: «А что у нее и папа был великим? Да?! Потрясающе!» Спустя десяток лет уже на вопросы младшего поколения: «Кто же это восторженная, увлекающаяся бабушка?», они отвечали: «Это – великий экскурсовод, дочь великого дирижера!»

Несколько поколений киевлян открывали с ней Васильков и Одессу, Чернигов и Кременец. Иногда было даже неважно, куда проложен маршрут, важным было «попасть на Рахлину» и Украина «откроется» перед тобой! Но Киев? Киев – первостепенный! Именно о киевском маршруте поэт А.Лемыш написал стих, посвященный Леоноре Натановне Рахлиной:

Владимирский спуск занесен снегопадом,

Сойти на Подол – что Помпею отрыть.

Я снова иду с экскурсантами рядом,

И сам не решаюсь о нем говорить.

Как окна твои мне когда-то светили!

Как корчились крылья, с судьбой не в ладу!

Елена Натановна, Вы мой Вергилий,

Все тайны Подола я с вами пройду.

Говорить о музыке – это все равно, что танцевать об архитектуре, такое же неблагодарное дело передавать впечатление об экскурсии. Ощущения остры, мгновенны, они остаются с тобой навсегда.  И  передать их, да еще в камне, способен только истинный художник. Игорь Лысенко – внук великого Рахлина, сын великой Рахлиной стал скульптором. Его необыкновенные работы украшают Ялтинскую набережную, площадь в Севастополе. А в Киеве? В Киеве, на улице Франко, на стене дома, где много лет жил Натан Григорьевич – открытое, мудрое лицо и руки дирижера. А несколько дней назад на улице Большой Васильковской на стене дома, где  прожила последние годы Леонора Натановна, установлена мемориальная доска. Это работы Игоря Лысенко!  Так что жизнь продолжается. Великая династия, научившая киевлян понимать музыку, видеть прекрасное, сейчас наполняет Киев подлинными произведениями искусства.

 
Hosted by uCoz