ВЕСЬ МИР – ТЕАТР…

Автор: Головченко Лариса Борисовна, киевский экскурсовод

версия для печати

В антрактеОсобенность Киева такова, что буквально каждый дом, особенно в центральной его части, способен поведать любознательному слушателю или внимательному наблюдателю не одну занимательную историю. И истории эти могут быть связаны, как с постройкой дома, так и с его жителями, и даже с литературными героями, которые посещали этот дом.

С левой стороны от здания театра Национальной оперы Украины  (ул.Б.Хмельницкого, 17/52) совсем недавно освободилось от «строительной маскировки» здание гостиницы «Театральная». После последней реставрации оно подросло этажами. Правда, в истории здания это не первый «рост», в чем может убедиться каждый, рассмотрев его фасад. И название «Театральная» не первое имя гостиницы. За более чем столетнюю историю, как только гостиница не называлась – и «Масью», и «Метрополь». Звалась она и «Франсуа», по имени своего владельца Франсуа из Парижа.

В 1919 году в подвальном помещении тогда еще двухэтажной гостиницы открылось богемное заведение – кабаре «Кривого Джимми». Сцену этого артистического подвальчика снял для своих постановок молодой театральный коллектив под традиционным названием  «Арлекин». Первой и единственной постановкой «Арлекина» стала авангардная для той поры пьеса А.Блока «Балаганчик».

Премьера прошла… совершенно незамеченной. И неудивительно, тогда в бурные годы «состязаний за украинскую независимость» театральная жизнь Киева была особенно яркой. Со всей бывшей Российской империи съезжались в Киев знаменитые гастролеры. На сценах блистали корифеи украинского театра П.Саксаганский, И.Карпенко-Карый, М.Заньковецкая, восходили звезды И.Козловского, М.Литвиненко-Вольгемут. Совсем неподалеку от артистического подвальчика – на Прорезной творил Лесь Курбас свой совершенно новый по содержанию театр. А «Арлекин»? «Арлекин», несмотря на весь энтузиазм его создателей,  довольно быстро прекратил свое существование, и не заслужил бы этот самодеятельный театр особого внимания сегодня, если бы не имена его творцов – тогда обычных киевских гимназистов Сережи Юткевича, Люси Каплера и Гриши Козинцева. А ведь теперь без этих имен невозможно представить себе киноискусство ХХ века!Конечно на сегодняшний день далеко не актуальна тема о «вожде мирового пролетариата», однако даже зарубежная критика весьма положительно оценивала режиссерскую работу Сергея Юткевича в «Лениниане».

Алексей Каплер, еще до брака с дочерью Сталина – Светланой Аллилуевой, и стремительно последовавшим за этим арестом, успел снять несколько высокохудожественных кинолент. Особенно запомнился зрителям снятый в самый разгар войны, в 1943 году, фильм «Она защищает Родину» с неповторимой Верой Марецкой в главной роли.

Шекспира ставили, ставят и экранизируют сотни тысяч раз во всем мире, но фильмы Григория Козинцева «Король Лир» и особенно «Гамлет» с гениальным Иннокентием Смоктуновским в роли принца датского признан лучшей экранизацией бессмертного Шекспира.

Мадам Анжа

Я вам, ребята, расскажу,

Как был влюблен в мадам Анжу,

Мадам Анжа, мадам Анжа

Была безбожно хороша!

 

Как ни приду к мадам Анже,

Меня встречают в неглиже,

И я хватал мадам Анжу,

С нее срывая неглижу.

 

Но тут ей встретился Луи,

И он разбил мечты мои,

Поскольку вскоре с тем Луем

Она забыла обо всем.

 

Мадам Анжа, мадам Анжа,

Вы негодяйка и ханжа!

Навек с Анжой расстался я

Из-за Анжовова Луя.

Но все это будет потом, а тогда «Арлекин» закрылся и со сцены кабаре «Кривого Джимми» стали исполняться незамысловатые песенки. Особенно модными, по воспоминаниям посетителей того времени, были куплеты про Мадам Анжу:

Я вам сегодня расскажу,

Как я любил мадам Анжу.

Мадам Анжа, мадам Анжа,

Была собою хороша.

Однако незадачливый ухажер потерпел фиаско, и завершались довольно длинные куплеты уже не столь жизнерадостно:

Мадам Анжа, мадам Анжа,

Вы – лицемерка и ханжа.

Кто такая мадам Анжу? И была ли она реальностью? Или это вымысел куплетистов? Однако, ее одиозная фигура навсегда связана с Киевом.

В романе «Белая гвардия» наш великий земляк М.Булгаков описал спрятавшееся за Национальной оперой высокое угловое здание (ул.Б.Хмельницкого, 30).  Этот дом был построен в конце ХІХ века, как доходный. Квартиры в доме сдавались под жилье, а первый этаж тогда, как впрочем и сейчас, занимали роскошные магазины. «Магазин «Парижский шик» мадам Анжу помещался в самом центре Города, на Театральной улице, проходящей позади оперного театра, в огромном многоэтажном доме, и именно в первом этаже. Три ступеньки вели с улицы через стеклянную дверь в магазин, а по бокам стеклянной двери были два окна, завешанные тюлевыми пыльными занавесками… На левом окне была нарисована цветная дамская шляпа с золотыми словами «Шик паризьен». В магазине мадам Анжу, проходила «запись добровольцев в Мортирный Дивизион, имени командующего», с этой целью и пришли туда герои романа «Белая гвардия» – Турбин, Мышлаевский и Карась.

В романе М.Булгаков, не называя Киев его собственным именем, подчеркнуто писал слово Город с большой буквы и сохранил практически все киевские названия. Действительно, улица Н.Лысенко называлась тогда Театральной.

Серж ЛифарьЧуть младше литературного героя «Белой гвардии» Николки Турбина был учащийся 8-ой киевской гимназии Сергей Лифарь. Поэтому в боях 1918 он еще не принимал участия. Он стал воином позднее. Тогда и разбились мечты Лифаря стать пианистом, он был ранен в правую руку.

Случайно попал он на занятия «Школы движения», так называлась балетная студия Брониславы Нижинской. Лифарь загорелся мгновенно, но Нижинская его не взяла. Сергей не сдался. Он обратился к художественному руководителю Киевского оперного театра и поступил в театральную балетную студию. Так что легендарный танцовщик, один из «отцов балета» ХХ века, свои первые балетные шаги сделал на сцене Киевской оперы.

Потом будет срочный отъезд в Париж. Он станет ведущим танцовщиком труппы Дягилева, а затем парижского «Гранд Опера». Тридцать лет Серж Лифарь будет бессменным руководителем труппы этого театра. А Киев? Киев будет жить в нем всегда, ведь недаром на русском кладбище в Париже, где ныне покоиться этот уникальный танцовщик, на надгробном камне лаконичная надпись «Здесь лежит Сергей Лифарь из Киева».  

Вот так иногда довольно причудливо переплетаются судьбы людей и литературных героев. Сплетают их улицы и дома нашего Города. В нарушение всех правил грамматики, рассказывая о Киеве, это слово стоит писать по-булгаковски, с большой буквы. 

Город – это не только дома, улицы, скверы и площади, это прежде всего люди его населяющие. Проходя в очередной раз мимо величественного здания Национальной оперы Украины, задумайтесь о том, что в случае с Киевом театральные постановки имеют иногда прямое продолжение в реальной жизни. Во время пешеходной экскурсии «Вокруг капризной Мельпомены» вы узнаете:

Где учат великих музыкантов и композиторов? Конечно, на физмате. Н.В.Лысенко – «из физиков в лирики».

Архитекторы В.А.Шретер и В.Николаев – поговорим о музыке.

Театр –  это музыканты, певцы, танцоры, художники.

А еще – это террористы, социалисты, подпольщики.

Железная дорога и театр – что же общего?

Ярослав вал – не просто улица, а театральная декорация.

Танцуют улицы у Золотых ворот, напевая нечто далекое от оперных арий – романсы и шансон.

Hosted by uCoz