|
|||
Каждый киевлянин отлично знает и любит рассказывать гостям предание о трех князьях, братьях Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди – основателях нашего города. Но далеко не все знают, что записал это предание в «Повести временных лет» первый историк земли русской Нестор Летописец. И еще в «Повести…» записано о том, что есть, дескать, мнение, что основатель нашего города князь Кий был простым перевозчиком через Днепр. Однако Нестор с этими утверждениями не соглашался. Историк утверждал, что не мог быть Кий простым перевозчиком, ведь князь походами ходил, города основывал и даже с почетом принят был в Царьграде. А мы чуточку поспорим с древним историком, потому что мы люди современные, прагматичные и прекрасно понимаем, что подлинным основателем нашего города была могучая река Днепр! Важные торговые пути средневековья шли по Днепру, вдоль Днепра, пересекали Днепр. Все эти пути завязывал в единый узел наш славный город. За счет этого он богател и процветал. В той системе обогащения перевозы через Днепр занимали немаловажное место! А если предположить, что Кий был не простым перевозчиком, а хозяином перевоза, то тогда это уже был, ой, какой большой человек – важный и богатый. Перевоз через Днепр – это источник доходов, раз! Перевозы никогда не были бесплатны. Перевоз – это контроль над товарными потоками, два! И, наконец, перевоз – это оперативная информация о разнообразных событиях в мире, которую перевозчик узнавал первым. Это три! Древние киевские перевозы были настолько важны, что почти все и сейчас обозначены на карте нашего города. Это киевские мосты! Подольский перевоз располагался примерно в том месте, где нынче мост Пешеходный. Принадлежала та переправа киевскому магистрату и была она самая неудобная. В тех местах еще лет 250 назад протекала река Почайна, а прямой путь на левый берег преграждал и преграждает целый архипелаг островов. Подольский перевоз был непопулярен. Пользовались им или по ходу маршрута, или в случае закрытия прочих перевозов, или… под угрозой насилия. Нередки были случаи, когда киевляне купцов силой загоняли, затаскивали на свой перевоз. В XVII веке скандалы эти дошли до того, что царь Федор указ специальный издал «чтобы киевские мещане и … ратные всяких чинов люди… приезжих торговых людей… на свои паромы силой не загоняли и по дорогам не перенимали и на киевский паром не приводили». Более удобным, чем Подольский перевоз, был перевоз у нынешнего моста Метро. Над местом тем и до сих пор стоит церковь Спаса на Берестове, потому и звался перевоз Спасским. В том месте воды реки Почайны уже сливались с Днепром. Вот только острова все еще преграждали прямой путь на Левобережье. Потому-то многие предпочитали спуститься еще ниже по течению Днепра, к Наводницкому перевозу. В том месте сейчас находиться мост имени Е.О.Патона. Много веков эти два перевоза, Спасский и Наводницкий, принадлежали не кому-нибудь, а Киево-Печерской лавре, и были важной статьей доходов монастыря. Собственностью Выдубицкого Михайловского монастыря был самый южный киевский перевоз. Располагался он между Дарницким железнодорожным мостом и Южным. В том месте в Днепр впадала Лыбедь, потому и назывался тот перевоз Лыбедским. Пользовались им те, кто прибывал в Киев по левому берегу с юга. Была та переправа не менее популярна (и, соответственно, доходна), чем лаврские. Это не давало печерским инокам покоя днем, а ночью могли они наскочить на перевоз, поломать его, а заодно и ребра сторожам. А еще им бороды вырвать и «заумерлых покинуть». Бывали нападения и с «многолюдством и ружейною пальбой». Скандалы клокотали меж владельцами перевозов, а на самих причалах было мирно и тихо, несмотря на то, что собирались там огромные очереди. По воспоминаниям путешественников XVII-XIX веков, у переправы люди отдыхали, варили уху на кострах. В «балаганах», так тогда назывались торговые палатки, путешественники могли испить чаю, а из-под полы даже водочки. На левом берегу все любовались лаврскими и выдубицкими красотами, на правом – просторами левобережья. Как тут не вспомнить Н.В.Гоголя? «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои». Правда, продолжив чтение, обнаружишь, что «когда же пойдут горами по небу синие тучи, черный лес шатается до корня, дубы трещат и молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир – страшен тогда Днепр! Водяные холмы гремят, ударяясь о горы, и с блеском и стоном отбегают назад, и плачут, и заливаются вдали». В такую погоду ожидать перевоза приходилось по нескольку суток. Бывали случаи, что буря настигала паром посреди Днепра, и тогда оставалось только молиться и обеты давать. Так в начале 20-ых годов XIX-го века в Киев за жестокое обращение с крепостными был сослан отставной гвардии поручик Александр Анненков. Переезжая Днепр, Анненков попал в страшнейшую бурю и поклялся он тогда, что если спасется, построит церковь. Анненков поселился возле Андреевской церкви, а местом выполнения своих клятв выбрал Богородицу Десятинную – храм, который был построен князем Владимиром и обрушился в Батыево нашествие, а в XVII-ом веке к сохранившемуся углу храма митрополитом Петром Могилой была сделана достройка. Вот Анненков и предложил городской думе за собственный счет провести раскопки и на месте маленького храма построить новый большой. Городская Дума, всегда стесненная в денежных средствах, подумала, подумала и согласилась. Так и был снесен храм, объединявший в себе века Х-ый и XVII-ый, на его месте построена мощная, с приплюснутыми куполами церковь по проекту академика Стасова. Раскопки Десятинной проводил тогда легендарный Кондрат Лохвицкий. Анненков, проживая рядом, видимо не только внимательно наблюдал за работой археологов, но и участвовал в ней, потому-то он решил, что и сам так сможет. Позднее Анненков уже самостоятельно производил раскопки на Михайловой горе, однако особых открытий сделано им тогда не было. История археолога-любителя получила продолжение спустя несколько лет, когда оказалось, что в результате своей археологической деятельности Анненков нашел клад – золотые сосуды и украшения. Все, что он нашел собрал в два мешка и увез на свой хутор на Полтавщине. Поначалу Анненков и сам не понимал ценности своей находки, так как украшениями играли дети, а на одну из цепей посадили дворовую собаку. Пес, бегая на цепи, отполировал ее, тогда и обнаружили, что она золотая. По хутору собрали, все что смогли, и Анненков занялся переплавкой. В 1850 году был арестован по обвинению в изготовлении фальшивых денег, умер в тюрьме. Кое-что из того клада все-таки было сохранено, а собственно, то, что Анненков А.С. подарил императору Николаю І. В 1846 году император эти предметы передал в Оружейную палату Московского кремля. Хотя к киевским переправам эти клады отношения вроде не имеют, но начиналось-то все в бурю на Днепре. Очереди у переправ уменьшались, когда заканчивался разлив, спадала вода, подсыхали берега, и поперек Днепра сооружался плавучий мост, а возможно и несколько мостов. Так в 1701-ом году священник И.Лукьянов, находясь в Киеве, писал: «Через Днепр четыре моста живых с острова на остров: мосты зело велики, а Днепр под Киевом островит…» Плавучий мост собирали саперы киевского гарнизона. Состоял мост из плотно скрепленных между собой плотов удерживаемых якорями. Но и у моста случались очереди, причем вне зависимости от погоды, так как мост периодически разводили для прохода судов. Поздней осенью понтонные мосты снимали, остатки их потом сносил ледоход или растаскивали хозяйственные киевляне. Балки и доски понтонов присматривали заранее. Когда первый лед приковывал к берегу паромы, перевозы закрывались, наш город оказывался отрезанным от левобережья. Только после того, как лед плотно сковывал реку, открывался санный путь. Но был он не особо надежным и не всегда безопасным. После продолжительных оттепелей приходилось пережидать, так как в совершенно неожиданных местах появлялись полыньи. Неосмотрительные путешественники легко попадали в них, и хорошо, если отделывались только купанием в ледяной воде. Когда же начинался ледоход, на Днепре разыгрывались настоящие страсти. Крайне редко по необходимости, а чаще «по великому разумению» и бахвальству, презирая треск и гул льда, удалые молодцы скакали по несущимся льдинам. Некоторых сносило на несколько верст, но зато они успевали к пасхальному столу в родном левобережном именьице. Вслед за удальцами, но только после того, как меж льдин появлялись большие просветы, на воду выходили рыбаки. Нет, не рыбу ловить. На своих лодочках, умело лавируя меж льдин, они подряжались перевозить спешащих на левый берег. И хотя это было более безопасно, чем скакать по льдинам, но все-таки многие путешественники дожидались открытия паромных перевозов. Все начиналось сначала и продолжалось так до тех пор, пока в 1853-ем году по проекту Чарльза Виньйоля не был построен первый капитальный мост, но это уже вторая часть «Форсирования Днепра». |